logoFLOTENK

Официальный партнер-дилер

завода композитных изделий

Flotenk г.Санкт-Петербург

8 966 330 28 28

8 977 959 43 11

shell

Рекомендации по оптимизации нормативных требований к качеству питьевой воды

Ввиду важности решения задачи по сравнению системы нормирования качества питьевой воды в РФ с различными зарубежными системами нормирования по составу контролируемых показателей в зависимости от факторов, влияющих на деятельность предприятий водоснабжения, в настоящее время проводится работа по индикативному исследованию состояния предприятий водоснабжения и водоотведения РФ.

Полученные в ходе обследования индикаторы, характеризуют уровень обеспеченности услугами водоснабжения и водоотведения, технического и финансового состояния предприятий водоснабжения, экономические и экологические аспекты эффективного водопользования.

Для проекта были отобраны следующие группы индикаторов:

  • технические и технологические индикаторы
  • экономические индикаторы
  • индикаторы качества предоставляемых услуг
  • индикаторы, характеризующие обеспеченность пользователей услугами предприятий
  • индикаторы, характеризующие экологические аспекты деятельности предприятий

(Таблица сравнения количества контролируемых показателей качества питьевой воды в разных странах. Иллюстрация разнообразия подходов к установлению состава нормируемых и контролируемых показателей.)

Показатели Проект ТР РФ Руководство ВОЗ Деректива ЕС Швеция Франция Австралия Япония Китай
Биологические 7 3 5 5 5 2 3 6
Обобщенные физико-химические, органолептические 9 4 8 7 7 6 9 6
Неорганические загрязнения 33 29 23 25 23 24 26 32
Органические загрязнения 25 65 7 11 11 86 18 40
Галогенсодержащие соединения (побочные продукты дезинфекции) 12 10 3 3 2 9 9 10
Радиологические 2 2 2 3 3 2 2 2
Итого 88 113 48 54 51 129 67 96

В сравнении с законодательством о техническом регулировании в России рекомендуется устанавливать российскую систему нормирования не ниже по требованию к качеству питьевой воды европейских стандартов.

Термин "предельно допустимые концентрации" определяется, как доза вредного вещества, которую можно без последствий принимать с водой каждые сутки на протяжении всей жизни. При этом учитывается, что человек выпивает в среднем 2 - 2,5 литра воды в день, а вредные вещества поступают в организм не только с водой. Таким образом можно дать более точное определение питьевой воды высокого качества:

  • вода с соответствующими органолептическими показателями - прозрачная, без запаха, с приятным вкусом
  • вода с рН= 7 - 7,5 и жесткостью не выше 7 ммоль/л
  • вода, в которой суммарное количество полезных минералов - не более 1 г/л
  • вода, в которой вредные химические примеси либо составляют десятые-сотые доли их ПДК, либо вообще отсутствуют
  • вода, в которой нет болезнетворных бактерий и вирусов

Нормативы на питьевую воду стран ЕС (Западной Европы) и США, Рекомендации ВОС и отечественные стандарты сведены в таблицу и представлены на слайдах. Представлены ПДК для легких и тяжелых металлов, неорганических и органических соединений.

(Таблица стандартов качества питьевой воды)

<tr">ПараметрПДК, милиграмм на литр (мг/л)

ЕС США ВОЗ Россия
рН (в ед. рН) 6,5-9,5 6,5-8,5 - 6,0-9,0
Акриламид 0,0001 0,5 0,5 0,01
Полиакриламид - - - 2
Алюминий 0,2 0,05 (0,2) 0,1 0,5
Барий - 2 0,7 0,1
Бенз(а)пирен 0,00001 0,0002 0,0007 0,000005
Бензол 0,001 0,005 0,01 0,01
Бериллий - 0,004 - 0,0002
Бор 1 - 0,5 0,5
Бромат 0,01 0,01 0,01 0,01*
Винилхлорид 0,0005 0,002 0,0003 0,05
Дихлорэтан 0,003 0,005 0,03 0,003*
Железо 0,2 0,3 0,3 0,3 (1)
Кадмий 0,005 0,005 0,003 0,001
Калий - - - -
Кальций - - - -
Кремний - - - 10
Магний - - - 50**
Марганец 0,05 0,05 0,1 0,1 (0,5)
Медь 2 1 1 1
Молибден - - 0,7 0,25
Мышьяк 0,01 0,01 0,01 0,05
Натрий 200 - 200 200
Никель 0,02 - 0,07 0,1
Нитраты 50 10 (по N) 50 45
Нитриты 0,5 1 (по N) 3 3
ПАВ - 0,5 - 0,5
Ртуть 0,001 0,002 0,006 0,0005
Свинец 0,01 0,015 0,01 0,03
Селен 0,01 0,05 0,01 0,01
Серебро - 0,1 - 0,05
Стронций - - - 7
Сульфаты 250 250 250 500
Сурьма 0,005 0,006 0,02 0,05
Таллий - 0,002 - 0,0001
Тетра- и три-хлорэтилен 0,01 (сумма концентраций) 0,005 0,04 0,005*
Фтор 1,5 4 1,5 1,2-1,5
Хлориды 250 250 200 350
Хлороформ - - 0,3 0,2
Хром 0,05 0,1 0,05 0,05
Цианид 0,05 0,2 0,07 0,035
Цинк - 5 4 5

* Норматив установлен ГН 2.1.5.2280-70

** Норматив установлен ГН 2.5.1.1315-03

В дополнение к этому целесообразно сравнить ряд показателей ПДК, приведенных в российском и зарубежных стандартах. Например, алюминий ПДК для него одинаков для для большинства зарубежных стран и составляет 0,2 и и0,5 мг/л по российским нормам. По таким показателям, как допустимое содержание железа, - 0,2-0,3 мг/л, меди - 0,1 мг/л, ртути 0,001-0,002 мг/л, свинца - 0,01-0,03 мг/л различия для большинства стран несущественны. Это означает, что для этих веществ выполняется близкое соответствие по ПДК, и допустимы различия не более чем в 2-3 раза. По бензпирену, бензолу, винилхлориду, дихлорэтану, мышьяку и нитритам - разница может составлять минимум 5-6 раз, а по некоторым - 10,20 и даже 100 раз.

Всемирная организация здравоохранения обобщает гиганский объем исследований по вредным веществам и дает рекомендации, которые научно обоснованы и достаточно объективны. Однако ответственность ВОЗ условная, она не имеет прямого отношения к санитарным службам стран мира. А санитарные службы несут юридическую ответственность перед своими гражданами и правительством. Поэтому эти нормативы являются рекомендательными, и различные страны с учетом своих дополнительных научных обоснований, вносят определенные коррективы в национальные системы соответствующих регламентируемых показателей и их нормативов.

Анализ систем нормирования качества питьевой воды в разных странах, таких как Германия, Франция, Япония, ЮАР, Бразилия, Китай, Финляндия, Швеция, Австралия, США, Канада, особенности которых обусловлены различием наработанных научных данных, природных и социально-экономических условий позволяет при реформировании и трансформации аналогичной системы в России учесть сочетание разных факторах в разных регионах, в целях определенной адаптации общих подходов к местным и региональным условиям.

(В этих целях будут приведены иллюстративные материалы по нормативам качества питьевой воды в различных странах в сопоставлении с данными проекта техрегламента (по данным НИИ ЭЧиГОС имени А.Н. Сысина РАМН).)

Данный анализ нормативов качества питьевой воды, открывает возможность определения диапазона приемлемости качественного состояния питьевой воды, посредством установления минимальных и максимальных значений по каждому показателю в целях оптимизации соответствующих показателей в том числе в российских условиях.

Корректное осуществление нормирования качества питьевой воды является одной из главных задач в сфере питьевого водоснабжения, от правильного решения которой зависит эффективность и устойчивость обеспечения населения безопасной питьевой водой.

Выявлены существенные отличия в в принципах нормирования качества питьевой воды в России и других странах мира. Следует обратить внимание на то, что национальные стандарты учитывают не только уровень науки, в первую очередь гигиены и эпидемиологии, но и степень оснащения водообеспечивающих и контролирующих организаций соответствующим лабораторным оборудованием, а так же связанные со сферой ВКХ экономические, социально-политические,национальные и другие факторы.

Результаты исследований и дополнительный анализ соответствия нормативной базы техрегламента "О безопасности питьевой воды" основным критериям выбора высокоприоритетных показателей в качестве обязательных для контроля и декларирования, показали возможность и целесообразность определенной корректировки нормативных требований для части веществ.

Во-первых, отмечено, что в проект технического регламента не включен ряд приоритетных показателей действующего в настоящее время нормативного документа по контролю качества воды СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.", что связано с недостаточно высоким их приоритетным значением. К таким показателям относятся фенольный индекс, ДДТ, полиакриламид, полифосфаты, активированная кремнекислота. При необходимости или по региональной потребности эти показатели отнесены к категории дополнительных и добровольных, имеющих важное, но региональное значение.
Во-вторых, рекомендовано вывести из списка обязательных приоритетных веществ 14 показателей, нормативы которых могут быть отнесены к категории добровольных стандартов для контроля на региональном уровне. К ним относятся - бор, бром, литий, стронций, серебро, уран, крезолы, метилметакрилат, полихлорированные бифинилы, 2-хлорфенол, 1,3-дихлорпропен, 1,2-дибром-3-хлорпропан, фенолы.
В-третьих, вывести из числа приоритетных показателей озон остаточный, заменив его на броматы обеззараживания.
В-четвертых, смягчить нормативные требования по трем приоритетным показателям качества питьевой воды в системах централизованного водоснабжения - - увеличить в два раза регламентирующую величину по тяжелым металлам - кадмию и ртути до 0,002 и 0,001 мг/л соответственно, - увеличить в 5 раз регламентирующую величину по ПАВ анионактивным - до уровня 0,5 мг/л. Нормативы указанных тяжелых металлов скорректированы на основании современных представлений об отсутствии токсического действия кадмия, при концентрациях в питьевой воде , не превышающих 0,002 мг/л, а ртути - 0,001 мг/л.
И, наконец, в-пятых ужесточить нормативы по четырем приоритетным показателям:
- норматив по цианидам понизить с 0,07 до 0,05 мг/л
- норматив по аммиаку и аммонийному азоту понизить с 1,5 до 0,5 мг/л, оставив в скобках 1,5 как временно допускаемое отступление от более жесткого норматива по согласованию с региональной администрацией и органами Роспотребнадзора
- основным нормативом по сульфатам ввести уровень 250 мг/л , оставив в скобках 500 мг/л как временно допускаемое отступление от более жесткого норматива по согласованию с региональной администрацией и органами Роспотребнадзора
- по показателю мутности воды, определяемой на выходе из водопроводных станций, оставить единую величину 1,5 ЕМФ, убрав обозначенную в скобках величину временного отклонения до уровня 3,5 ЕМФ.
Основанием для указанных корректировок проекта техрегламента является почти полное отсутствие ряда показателей в проанализированных зарубежных нормативных базах по безопасности питьевой воды, а так же сведений о случаях нарушения водопользования населения, обусловленных присутствием в воде этих веществ. При необходимости, перечисленные вещества могут контролироваться на региональном уровне, в зависимости от конкретных санитарных ситуаций с учетом местных особенностей формирования качества воды водоисточников и используемых технологий водоподготовки.

biopur1

Расчет расстояний

Москва, Московская обл., Кировская обл., Нижегородская обл., Оренбургская обл. , Пензенская обл., Самарская обл., Саратовская обл., Ульяновская области обл., Респ. Башкортостан, Респ. Марий-Эл, Респ. Чувашия, Респ. Мордовия, Респ. Татарстан, Респ. Удмуртия, Пермский край